Из каких составных частей складывается расход горючего
Qн при перевозке груза автосамосвалом?
Правильно, из его линейного расхода (первая часть соответствующей формулы расчета) и из расхода на маневрирование при погрузке-разгрузке самосвального кузова (вторая часть формулы).
Общий линейный расход горючего конкретного самосвала зависит, кроме нормы линейного расхода
Hsanc и пройденного расстояния
S, и от конкретных условий перевозки груза. Этих различных условий, если заглянуть в текст Приказа №43 Минтранса Украины (здесь изложена корректная официальная отечественная методика расчета расхода горючего автотранспортных средств) – более полутора десятка. И учет каждого из них может изменить линейный расход горючего на определенный процент.
В целом, условия перевозки груза характеризуются суммарным корректирующим процентным параметром линейного расхода
Кs.
А вот
общий расход горючего на маневрирование при погрузке-разгрузке самосвального кузова зависит для конкретных самосвалов лишь от расчетного расхода на один рейс
Hz, пропорционального массе выгружаемого груза, и от количества выполняемых рейсов
Z.
Совершенно очевидно, что эта часть расхода горючего никак не зависит от условий перевозки груза, характеризуемых параметром
Кs. Этот параметр, согласно здравому смыслу и формуле Приказа №43, не учитывается для второй части формулы:
Qн = 0,01 х Hsanc х S х (1 + 0,01 х Ks) + Hz х Z, [6] В методике, разработанной Инпроектом в развитие Приказа №43 и зафиксированной в ДСТУ-Н Б Д.1.1-9:2013, совершен революционный прорыв в инженерной мысли – формула расчета расхода горючего схоластически разбита на две формулы:
- линейный расход (определяемый через линейную норму расхода
Ел и расстояние перевозки
S) плюс "дополнительный расход";
- дополнительный расход
Едод, определяемый специальной формулой, учитывающей расход на маневрирование при погрузке-разгрузке самосвального кузова
Hz,
ошибочно умножаемый в этой формуле на
… суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме
[1+0,01 (К3 + Квд + Кін)].
Параметр
Кs представлен в ДСТУ-Н Б Д.1.1-9:2013 суммой лишь трех процентных показателей, описывающих условия перевозки груза, а именно,
(К3 + Квд + Кін)]. В простом случае, на один рейс автосамосвала
(Z=1):
Eдод = Hz /0,01 х [1+0,01 (К3 + Квд + Кін)]. В формуле названного ДСТУ, определяющей суммарную стоимость
Ве горючего с ценой
Ц на один рейс , оба этих слагаемых умножены на суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме:
Ве = 1/100 х [1 + 0,01 х (К3 + Квд + Кін)] x (En x S + Едод) х Ц , (7) Здесь умножение первого слагаемого (
En x S) на
[1 + 0,01 х (К3 + Квд + Кін)] - корректно, а умножение второго слагаемого (
Едод) - еще одна ошибка нормотворчества авторов ДСТУ.
В результате получается, что параметр
Hz (единичный расход на маневрирование при погрузке-разгрузке самосвального кузова) оказывается
ошибочно дважды умноженным на суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме. В 5-м номере ЦО за 2016 год приведен подробный пример расчета стоимости перевозки груза автосамосвалом.
Здесь расход солярки на маневрирование при погрузке-разгрузке самосвального кузова, если руководствоваться ДСТУ-Н Б Д.1.1-9:2013, должен быть дважды умноженным на
[1 + 0,01 х (К3 + Квд + Кін)]= [1 + 0,01 х (3,7 + 4 + 6)] = 1,137. А в итоге – неправомерно умноженным на
1,293 (1,137 х 1,137 = 1,293). Получилось бы, что эта часть расхода горючего завышена на
29,3%.
Для автосамосвалов, как только суммарный коэффициент линейного расхода, учитывающий условия работы, оказывается не равным единице, результаты расчета дополнительного расхода горючего согласно ДСТУ-Н Б Д.1.1-9:2013 будут неправильными.
Эта ошибка касается не только самосвалов, но и всех видов автотранспорта, выполняющих работу во время стоянки.
Некорректно, существенно заниженно, определяется в ДСТУ расход горючего для бортовых автомобилей, когда эти машины, в силу объективной производственной необходимости, перевозят груз, не в полной мере соответствующий предельной расчетной грузоподъемности автомобиля.
Подробнее обо всем этом было уже давно сообщено в статье "5 замечаний к ДСТУ-Н Б Д.1.1-9:2013" (
http://stroysmeta.com.ua/articles.php?article_id=56 ).
Знают ли авторы ДСТУ о допущенных ошибках? Знают.
В упомянутом примере расчета, при подстановке числовых значений в свою формулу
Eдод = Hz /0,01 х [1+0,01 (К3 + Квд + Кін)],
они, чтобы нейтрализовать ошибочное двойное умножение, выполнили арифметические действия, как те наперсточники, подменив умножение на коэффициент фактическим делением на него, что, по сути, равносильно применению иной формулы:
Eдод = Hz / {0,01 х [1+0,01 (К3 + Квд + Кін)]}. Проверьте это сами - стр. 74 ЦО №5.
Моя бы воля, я бы этих авторов ДСТУ-Н Б Д.1.1-9:2013 кастрировал и навсегда лишил возможности заниматься нормотворчеством и написанием примеров, иллюстрирующих подобные нормы.